Отменена спорного письма ФАС о банкротных торгах.

                      Позиции Верховного Суда в области банкротства.

                Отменена спорного письма ФАС о банкротных торгах.

          

      Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим письмо Федеральной Антимонопольной Службы  Российской Федерации от 1 марта 2023 г. № СП/14532/23 «Разъяснения по вопросу доказывания нарушений при проведении обязательных торгов в рамках дел о банкротстве» (дело № АКПИ25-109). Указанное письмо содержало выводы о наличии у Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации  ничем не ограниченных полномочий по рассмотрению жалоб на торги, проводимые в процедурах банкротства, а также предписывало территориальным органам принимать такие жалобы от любых лиц и без проведения анализа состояния конкуренции.

       Союз операторов электронных площадок подал административный иск , оспаривающий данный документ ФАС России, в Верховный Суд Российской Федерации.

        Оспоренное письмо было издано антимонопольной службой во исполнение протокола заседания Совета территориальных органов Федеральной Антимонопольной Службы России  9 декабря 2022 г.

           Целью разъяснений являлось формирование единообразной практики доказывания нарушений на торгах по банкротству, включая подтверждение негативных последствий для конкуренции.

       В письме Федеральная Антимонопольная Служба указывала, что в соответствии со ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольные органы рассматривают жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, в том числе проводимых по ст. 110 и 139 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

       ФАС отмечала, что «порядок рассмотрения жалоб на торги по ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Соответственно, требование ч. 5.1 ст. 45 Закона  - «Об обязательном анализе состояния конкуренции при рассмотрении антимонопольных дел не применяется к жалобам на торги по ст. 18.1.»

      При этом ФАС ссылалась на необходимость более четкого обоснования в решениях по жалобам того, как рассмотрение жалобы соотносится с целями закона «О защите конкуренции». По мнению Федеральной Антимонопольной Службы, - «установленный ст. 18.1 особый порядок рассмотрения жалоб позволяет защитить права и интересы участников торгов, а сами торги как способ заключения договора всегда связаны с конкуренцией.»

     Союз операторов электронных площадок не согласился с разъяснениями Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации  и оспорил письмо в Верховном Суде Российской Федерации.

    Как указывал истец, Федеральная Антимонопольная Служба России фактически ввела не предусмотренный Законом порядок рассмотрения жалоб на торги в делах о банкротстве. ФАС необоснованно распространила правила ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на торги, регламентируемые законом «О несостоятельности  (банкротстве)».

     Союз операторов электронных площадок подчеркивал, что разъяснения  Федеральная Антимонопольная Служба России  не учитывают различия целей и последствий торгов по реализации имущества банкротов и антимонопольных требований к торгам в целях защиты конкуренции. Банкротные торги направлены на максимальное удовлетворение требований Кредиторов и соблюдение баланса интересов в деле о банкротстве.

      Истец отмечал, что ФАС, не являясь участником отношений, регулируемых Законом «О несостоятельности  (банкротстве)», произвольно вмешалась в эту сферу, фактически присвоив себе функции контроля, относящиеся к компетенции Суда. Федеральная Антимонопольная Служба стала рассматривать жалобы на банкротные торги по любым основаниям, не ограничиваясь вопросами защиты конкуренции.

      По мнению Истца, автоматическое приостановление торгов при подаче жалобы в ФАС нарушает права Кредиторов и других лиц в деле о банкротстве, а также затягивает процедуры. Сама процедура рассмотрения жалоб в ФАС России не предусматривает привлечение этих лиц и учет их интересов, в отличие от разбирательства в Суде.

       Также Истец указывал, что ФАС России в принципе не вправе выносить предписания об отмене протоколов и аннулировании результатов торгов по банкротству. Такие вопросы относятся к исключительной компетенции Суда.

    Разъяснения ФАС создают противоречия между законами и нарушают права участников дел о банкротстве.

   Верховный Суд Российской Федерации  счел доводы Союза операторов электронных площадок обоснованными и отменил письмо ФАС России. Федеральная Антимонопольная Служба Российской Федерации превысила свои полномочия, необоснованно расширив сферу применения антимонопольных норм.

 

Благодаря слаженной работе нашего коллектива, гибкой системы вознаграждения партнеров и агентов, а также опыту и компетентностью специалистов компании, наша фирма может гарантировать Вам как качественные услуги в сфере банкротства, так и дополнительный доход.
Запишитесь на бесплатную консультацию прямо сейчас!