Отменена спорного письма ФАС о банкротных торгах.
Позиции Верховного Суда в области банкротства.
Отменена спорного письма ФАС о банкротных торгах.
Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим письмо Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации от 1 марта 2023 г. № СП/14532/23 «Разъяснения по вопросу доказывания нарушений при проведении обязательных торгов в рамках дел о банкротстве» (дело № АКПИ25-109). Указанное письмо содержало выводы о наличии у Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации ничем не ограниченных полномочий по рассмотрению жалоб на торги, проводимые в процедурах банкротства, а также предписывало территориальным органам принимать такие жалобы от любых лиц и без проведения анализа состояния конкуренции.
Союз операторов электронных площадок подал административный иск , оспаривающий данный документ ФАС России, в Верховный Суд Российской Федерации.
Оспоренное письмо было издано антимонопольной службой во исполнение протокола заседания Совета территориальных органов Федеральной Антимонопольной Службы России 9 декабря 2022 г.
Целью разъяснений являлось формирование единообразной практики доказывания нарушений на торгах по банкротству, включая подтверждение негативных последствий для конкуренции.
В письме Федеральная Антимонопольная Служба указывала, что в соответствии со ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольные органы рассматривают жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, в том числе проводимых по ст. 110 и 139 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
ФАС отмечала, что «порядок рассмотрения жалоб на торги по ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Соответственно, требование ч. 5.1 ст. 45 Закона - «Об обязательном анализе состояния конкуренции при рассмотрении антимонопольных дел не применяется к жалобам на торги по ст. 18.1.»
При этом ФАС ссылалась на необходимость более четкого обоснования в решениях по жалобам того, как рассмотрение жалобы соотносится с целями закона «О защите конкуренции». По мнению Федеральной Антимонопольной Службы, - «установленный ст. 18.1 особый порядок рассмотрения жалоб позволяет защитить права и интересы участников торгов, а сами торги как способ заключения договора всегда связаны с конкуренцией.»
Союз операторов электронных площадок не согласился с разъяснениями Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации и оспорил письмо в Верховном Суде Российской Федерации.
Как указывал истец, Федеральная Антимонопольная Служба России фактически ввела не предусмотренный Законом порядок рассмотрения жалоб на торги в делах о банкротстве. ФАС необоснованно распространила правила ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на торги, регламентируемые законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Союз операторов электронных площадок подчеркивал, что разъяснения Федеральная Антимонопольная Служба России не учитывают различия целей и последствий торгов по реализации имущества банкротов и антимонопольных требований к торгам в целях защиты конкуренции. Банкротные торги направлены на максимальное удовлетворение требований Кредиторов и соблюдение баланса интересов в деле о банкротстве.
Истец отмечал, что ФАС, не являясь участником отношений, регулируемых Законом «О несостоятельности (банкротстве)», произвольно вмешалась в эту сферу, фактически присвоив себе функции контроля, относящиеся к компетенции Суда. Федеральная Антимонопольная Служба стала рассматривать жалобы на банкротные торги по любым основаниям, не ограничиваясь вопросами защиты конкуренции.
По мнению Истца, автоматическое приостановление торгов при подаче жалобы в ФАС нарушает права Кредиторов и других лиц в деле о банкротстве, а также затягивает процедуры. Сама процедура рассмотрения жалоб в ФАС России не предусматривает привлечение этих лиц и учет их интересов, в отличие от разбирательства в Суде.
Также Истец указывал, что ФАС России в принципе не вправе выносить предписания об отмене протоколов и аннулировании результатов торгов по банкротству. Такие вопросы относятся к исключительной компетенции Суда.
Разъяснения ФАС создают противоречия между законами и нарушают права участников дел о банкротстве.
Верховный Суд Российской Федерации счел доводы Союза операторов электронных площадок обоснованными и отменил письмо ФАС России. Федеральная Антимонопольная Служба Российской Федерации превысила свои полномочия, необоснованно расширив сферу применения антимонопольных норм.

